Мнение экспертов


Алексей Оржель
руководитель сектора Энергетики Офиса эффективного регулирования

Битва за подключение (По материалам biz.nv.ua)

14.11.2018

Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), после 19 ноября должна утвердить ставки на нестандартное подключение к электросетям.

Предлагаемый единый тариф 3,5 тыс. грн за 1 кВт - это уже большой шаг вперед. Но это все равно не то сбалансированное решение, которого ожидают рынок и потенциальный инвестор.

Проблема заключается в том, что взаимодействовать с монополистом-облэнерго для того, чтобы подключить объекты мощностью, выше стандартной (свыше 50 кВт и дальше 300 м от подстанции), очень сложно. Необходимо подписать договор присоединения, обязательным дополнением к которому являются технические условия. Объем работ, а соответственно стоимость таких работ из-за закрытости информации о состоянии сетей, облэнерго устанавливает самостоятельно, и он может быть завышен.

Чтобы скорректировать расходы в меньшую сторону, инвестору предлагают "договориться" условно, в соседнем кабинете о снижении стоимости подключения за определенную мзду. В то же время полный объем коррупции в этой сфере не контролируют даже владельцы энергоснабжающих компаний. Да и не все инвесторы способны и хотят "договариваться".

Чтобы избавиться от проблемы "человеческого фактора", в рамках реформирования отрасли электроэнергетики, было решено, что облэнерго становится "черным ящиком". Инвестора не должно интересовать, какие работы будут проведены. Он платит единую ставку за доступ к сетям, которую облэнерго должно распределить по всем точкам подключения с тем, чтобы сделать необходимые реконструкции и обеспечить заказчика электроснабжением. С таким подходом инвестор может заранее вписать расходы на подключение в свою финансовую модель. Для расчета окупаемости проекта необходимо понимать, сколько ты должен заплатить и когда получишь услугу подключения. Эти нормы были заложены в статье 21 закона О рынке электрической энергии.

Выполнить эти нормы НКРЭКУ должна была еще в марте текущего года. Еще раньше была первая попытка и она была более чем неудачной. Комиссия утвердила дифференцированные ставки по регионам. В итоге стоимость подключения стала несравненно высокой даже по сравнению с текущим положением дел и всеми неформальными "пожеланиями" облэнерго. Дошло до абсурда: в Киеве присоединение 1 кВт мощностей обошлось бы в сумму от 3 тыс. гривен (без НДС), в Полтавской области - до 9,4 тыс. гривен. Какой ненормальный инвестор будет что-то делать в Полтаве, если подключение там просто золотое? Усилиями рынка это решение комиссии было остановлено и не опубликовано.

Затем продолжалась замедленное изменение состава НКРЭКУ, и, наконец, комиссионеры вновь вплотную подошли к решению наболевшей проблемы. Еще раз подчеркну, что предлагаемая комиссией ставка 3,5 тыс. гривен за подключение 1 кВт мощности, как расчетная величина, является вполне приемлемой. Осталось ее только сбалансировать с помощью корректирующих коэффициентов. Их не так много.

Во-первых, необходимо принимать во внимание общую загруженность классов напряжения конкретного облэнерго. Например, подстанции Киевоблэнерго значительно загружены, а в Черниговоблэнерго такой загруженности нет: нет такой экономической активности. Это уже не тот уровень потребления, который был в СССР, когда создавалась соответствующая инфраструктура. Соответственно, нет необходимости проводить дорогостоящие работы, а значит, возможно применение понижающего коэффициента загрузки.

Во-вторых, подстанции облэнерго не проектируются так, чтобы все потребители одновременно включили все свои мощности, так как это потенциально невозможно. Берем понижающий коэффициент одновременности. Например, для объектов с электрообогревом он выше. А там, где нет постоянных потребителей, например, в бытовом секторе - соответственно ниже.

Еще один элемент нестандартного подключения - это линейная составляющая. Это непосредственно кабель, протянутый от подстанции облэнерго к потребителю. Инвестор, который будет искать потенциальное место для объекта, должен понимать, что чем ближе к сетям он найдет земельный участок, тем меньше заплатит за линейную составляющую. Это нормальный стимул для поиска лучших мест. Есть еще коэффициенты категорийности и фазности подключения. Чем больше вводов, тем дороже обходится подключение. Трехфазное подключение дороже однофазного. Это объективная реальность, и с ней никто не спорит.

Коэффициенты приведут базовую ставку к адекватности. Где, например, в загруженном Киеве, она останется неизменной. Где коэффициенты загруженности и одновременности снизят ее вдвое или втрое. Тогда система заработает правильно, и это даст дополнительные стимулы для того, чтобы инвестор, например, подумал о развитии бизнеса в более депрессивном регионе, а не пытался влезть в Киево-Святошинский район, где уже яблоку негде упасть от объектов.

Поэтому для нас важно не дискредитировать абсолютно правильную идею установления ставки, но одновременно грамотно ее сбалансировать. И облэнерго должны заложить туда адекватные расходы, чтобы можно было предоставлять услугу по подключению к электросетям. А дальше индексируем ставку на индекс инфляции - и работаем с этим абсолютно нормально.

Мы сейчас говорим не только о проблемной точке подключения, но и о том, чтобы в стране было легко вести бизнес. Недавно Всемирный банк объявил результаты рейтинга Doing Business, в котором показатели Украины выросли на 5 позиций (с 76 до 71). В то же время, в сфере подключения к электросетям ничего сделано не было, и Украина упала по этому показателю на 7 позиций (с 128 на 135). Сейчас процесс подключения состоит из 5 процедур. Когда будет введена единая адекватная, заранее известная ставка, количество необходимых процедур сократится до одной-трех: заявление плюс оплата затем работы и подача напряжения. Это будут гораздо лучшие места в Doing Business. Не надо будет ничего "заносить" ни в какие кабинеты. И это реально улучшит инвестиционный климат.