Что будет с солнечными prePPA проектами, которые не успеют достроить до 31 октября 2020 года?

share

10 июня 2020 "Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики" был подписан представителями Европейско-украинского энергетического агентства (ЕУЭА) и Украинской ветроэнергетической ассоциации (УВЭА) (далее - Меморандум) . Для его имплементации парламент должен внести поправки в пять законов Украины . В исполнение основной части условий Меморандума, 21 июля 2020 года парламент Украины принял законопроект № 3658 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии" (далее - Законопроект) и 31 июля 2020 года  законопроект был возвращен с подписью от Президента. Законопроект вступил в силу 1 августа 2020.

Согласно Меморандуму, производители ВИЭ добровольно соглашаются на смену режима поддержки возобновляемой энергетики Украины, а Кабинет Министров Украины, Министерство энергетики и защиты окружающей среды Украины (или его правопреемник), Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП), другие государственные органы Украины принимают на себя обязательства предложить и поддержать необходимые для реализации договоренностей изменения в законы до 1 августа 2020 года, в дальнейшем не менять условия поддержки производителей электроэнергии по "зеленому" тарифу, ввести квоты для поддержки "зеленых" и обеспечить проведения аукционов по их распределению. Кроме этого Меморандум отмечает, что через месяц после того, как изменения вступят в силу, стороны обещают, восстановление полного и своевременного расчета за электроэнергию с производителями ВИЭ , погасить задолженность до 2021 года и не допускать долгов в дальнейшем .       

В большей части Законопроект следует положениям Меморандума, за некоторыми исключениями. Согласно к законопроекта, производители ВИЭ получили ограничения сроков ввода в эксплуатацию новых объектов СЭС более 1 МВт по " зеленому " тарифу до 31 октября 2020 года включительно. Для солнечных электростанций, введенных в эксплуатацию с 1 декабря 2020 году до 31 октября 2020 года предполагается снижение "зеленого" тарифа на 2,5 % , а для проектов введенных в эксплуатацию с 1 ноября 2020 до 30 марта 2021 года (мощность 1 МВт - 75 МВт) предусматривается снижение "зеленого" тарифа на 30% , а для проектов более 75 МВт предусматривается уменьшение на 60% с 1 ноября 2020 . Для проектов более 1 МВт тариф снижается на 60% с 1 апреля 2021. Эти изменения произведут значительное количество рисков для ввода в эксплуатацию новых объектов СЭС, которые находятся сейчас в процессе строительства (в частности, в части финансирования строительства таких объектов).

По объектам СЭС менее 1 МВт, введенных в эксплуатацию с 1 июля 2015 по 31 декабря 2019 годы предусмотрено снижение "зеленого" тарифа на 7,5 %, а для СЭС введенных в эксплуатацию с 1 января 2020 (мощность до 1 МВт ) - снижение "зеленого" тарифа на 2,5% и их можно достроить после 31 октября 2020 года .

По данным НКРЕКП, на конец апреля этого года общая установленная мощность солнечных электростанций в Украине составила 5,6 ГВт, ветряных - 1,2 ГВт. Солнечная генерация в Украине к началу 2020 года работала суммарной мощностью 5614 МВт, тогда как Национальным планом действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года предполагалось ввести в эксплуатацию 2300 МВт, то есть Национальный план был перевыполнен на 150%. Об этом говорится в отчете Министерства энергетики о выполнении решений Антикризисного энергетического штаба. Рассчитать количество солнечных станций, которые планируют и успеют запуститься до 31 октября 2020 года довольно сложно. Солнечные станции строятся гораздо быстрее, чем ветровые станции.

Сейчас можно спрогнозировать небольшое оживление на рынке, ведь проекты, которые находятся на финальной стадии строительства, будут пытаться как можно быстрее запуститься .

Какие же варианты развития событий могут ожидать такие проекты?

1. Аукционы

Председатель Правления Украинской ветроэнергетической ассоциации Андрей Конеченков спрогнозировал, что остановки "солнечных" проектов в связи с прекращением действия для них "зеленых" тарифов не будет, поскольку все "пойдут на зеленые аукционы".

Точное время введения аукционов неизвестно. Пилотный проект "зеленых" аукционов в Украине должен был запуститься еще в 2019 году. Первые "зеленые аукционы" электроэнергии планировались на апрель 2020 года. В связи с ситуацией в секторе, возможно законодатели поспешат и будут действовать в духе Меморандума . Меморандум поддерживает скорейшее и надежнейшее введение процесса проведения аукционов по распределению квоты поддержки возобновляемых источников энергии . В частности, Меморандум отмечает, что государственные органы Украины определят и утвердят годовые квоты поддержки в течение двух месяцев со дня вступления в силу изменений в законодательство, а также обеспечат проведение аукционов по распределению квоты поддержки до конца 2020 года.  

Как отметила И. о. министра энергетики Ольга Буславец, первый пункт, они должны выполнить - это утвердить квоты по различным технологиям. Эти квоты будут определены после принятия и внесения изменений в законы. Через два месяца после вступления в силу изменений в законы ожидается их принятия.

2. Торговля на рынках электрической энергии

Другим вариантом является завершить проекты и в случае отсутствия аукционов или не получение квот - продавать электроэнергию на двустороннем рынке и рынке на сутки вперед и внутрисуточного рынка.

О рисках, которые возникают в этом случае развития событий, то это риск получения рынков сбыта и цена продажи электроэнергии, которая может быть значительно ниже "зеленого" тарифа .

Частный договор о купле-продаже электрической энергии, произведенной из альтернативных источников энергии, который довольно популярным за рубежом, не используются в Украине . Имеется в виду, что компании заключают между собой договоры на куплю-продажу электрической энергии где одна сторона на постоянной основе поставляет электрическую энергию, а другая покупает ее. Это особенно популярно среди больших корпораций, которые используют это для своих маркетинговых целей, вырабатывая свою продукцию, с использованием электрической энергии, которая была произведена из альтернативных источников энергии.

3. Перепрофилирование проекта

Если же проект только начал свою реализацию, то появляется вариант перепрофилировать проект и инициировать реализацию нового проекта. Целесообразность такого перепрофилирования зависит от стадии реализации проекта и наличие других бизнес идей.

Если же более конкретно, то возможно перепрофилирование из солнечного в ветровой проект. Для этого прежде всего нужно установить мачты для проведения исследований ветра на определенной территории. Если же такой ветровой проект целесообразно с экономической стороны , то стоит рассмотреть такой вариант.

Итак, солнечные проекты должны поспешить, чтобы получать "зеленый" тариф. В противном случае солнечным проектам придется мириться с многочисленными рисками.