"Если власть и инвесторы в ближайшее время не договорятся - это может нанести удар по имиджу государства" - Константин Петриковец

share

Платформа GetMarket поговорила с Константином Яковлевичем Петриковцем, директором ГП "Гарантированный покупатель", о его мыслях о событиях на энергетическом рынке, его перспективы, и как Гарантированный покупатель работает в сегодняшних тяжелых условиях.

- Ситуация на энергетическом рынке довольно напряженная. Некоторые считают, что рынок по сути на пороге коллапса. Как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке? Что представляет наибольшую угрозу его функционированию сейчас?

- Действительно, украинская энергетика сегодня переживает кризис. Но кризис пока не только в Украине - пандемии коронавируса назвали самым большим шоком для мировой энергетики за последние 70 лет. Наш рынок мировой кризис накрыл в первый год после реформы, когда участники рынка уже чувствовали отрицательный кумулятивный эффект ряда факторов. По моему мнению, самая большая угроза функционированию рынка сейчас - бездействие. Мы попали в глобальный кризис взаимных долгов участников рынка, при отсутствии изменений и принятия мер будут только увеличиваться.

- Почему мы оказались в такой ситуации? «Зеленые» - основная проблема, как некоторые заявляет? Есть ли другие системные факторы?

- Причиной кризиса является ряд факторов. Среди них и профицит электроэнергии в системе на фоне уменьшения потребления и накопления на складах шахт и ТЭС чрезмерного количества невостребованного угля из-за неконкурентоспособности ТЭС на рынке, и рост генерации из ВИЭ в том числе, к которому наша энергосистема оказалась не готова.

- Первый аукцион мощности ВИЭ должен состояться 1 апреля. Какая причина нашей неготовности к его проведению?

- Если говорить о самом процессе имплементации аукционов, то он предусматривал разработку и принятие ряда подзаконных актов. Из них на сегодня утверждены:

  • Порядок проведения аукционов по распределению квоты поддержки;
  • Порядок отбора операторов электронных площадок для проведения аукционов по распределению квоты поддержки;
  • Форму типового договора между гарантированным покупателем и победителем аукциона.

Кроме того, определено ГП «Прозорро.Продажи» администратором электронной торговой системы.

Главной же причиной отсрочки аукционов является неопределенность со стороны уполномоченных органов с размером квот, которые нужно выставлять на аукцион. Объем заключенных в 2019 году договоров pre-PPA на первом этапе работы «зеленых» аукционов могут значительно снизить заинтересованность инвесторов к ним и привести к искажению показателей реального спроса. Поэтому недостаток конкуренции не будет способствовать достаточном снижению стоимости чистой энергии в целях, которая закладывалась.

Решение этой проблемы анонсировано Минекоенерго как безотлагательное. Поэтому, надеемся, что квоты для зеленых аукционов на 2020 год все же будут установлены.

- Какие последствия может иметь отсрочку аукционов для сектора?

- Стоимость электроэнергии из ВИЭ должна быть сбалансирована и экономически обоснована. Поэтому так много ожиданий возлагалось именно на «зеленые» аукционы.

Если власть и инвесторы в ближайшее время не договорятся о размерах «зеленого» тарифа и сроков ввода в эксплуатацию объектов по заключенным договорам pre-PPA, если инвесторам как можно скорее не предложат такой размер квоты, который бы способствовал положительному результату от проведения аукционов и поддерживал заинтересованность инвесторов и в дальнейшем развивать эту отрасль - это может нанести удар по имиджу государства.

- Некоторые игроки рынка для решения части проблем отрасли предлагают ликвидировать ГП Гарантированный Покупатель и передать специальные обязанности на рынке в частности на НАЭК Энергоатом. Какая, по вашему мнению, вероятность такого шага? Какой эффект он может оказать на финансовое состояние рынка?

- Любые необдуманные, несогласованные, ситуативные решения повлекут катастрофические последствия, которые касаются каждого - производителей электроэнергии, «зеленой» генерации, поставщиков универсальных услуг, население - всех нас. Пока нет четких и просчитанных изменений в механизмов по выполнению специальных обязанностей на рынке электроэнергии. Решения, обсуждалось, не решит существующих проблем отрасли, а лишь обострит их и еще больше дестабилизирует рынок и поставят под угрозу функционирование атомной энергетики. Отметим также, что по мнению экспертного сообщества такие изменения будут иметь очень серьезные последствия для функционирования всей отрасли, особенно учитывая то, что рынок электрической энергии находится в критическом периоде в результате пандемии коронавируса.

- Сейчас в Украине есть много девелоперских проектов ВИЭ, которые получили prePPA, и ждут определения условий дальнейшей работы. Проекты солнечной и ветровой энергетики, не будут введены в эксплуатацию к ожидаемым «cut-off» сроков, подпадают под аукционы. А какова ситуация с проэктам биоэнергетики? Целесообразно строить их под «зеленый» тариф, по вашему мнению?

- Доля биоэнергетики пока незначительна. Строить их под зеленый тариф целесообразно, но нужно понимать, что такие объекты сравнительно значительно менее мощные, чем генерирующие единицы из других типов возобновляемых источников энергии.

- Скорее всего, ответ на этот вопрос сейчас ищут все участники рынка ВИЭ. Ваш прогноз по расчетам с производителями зеленой электроэнергии на ближайшее будущее и среднесрочную перспективу?

- Скажу, что мы повторяем почти каждый день - Гарантированный покупатель делает все от нас зависящее, чтобы выполнять свои обязательства перед производителями электроэнергии. К сожалению, не все зависит только от нас. Так, другие исполнители специальных обязанностей не соблюдают своих обязательств в части расчетов. Я имею в виду НЭК «Укрэнерго», которая с начала 2020 накопила огромный долг перед Гарантированным покупателем, исчисляется миллиардами. Эти задолженности лишают нас возможности рассчитаться с производителями электроэнергии из ВИЭ.

Мы будем поддерживать все инициативы, которые помогут урегулировать кризис неплатежей. Это и законопроект № 3364 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования кризиса неплатежей на рынке электрической энергии и вопросы сертификации оператора системы передачи», и пересмотр тарифа на передачу, который анонсировало Укрэнерго, и другие мероприятия.

Отмечу, что в последние месяцы Гарантированный покупатель рассчитывается с ВИЭ за электроэнергию исключительно средствами, которые получает от продажи «зеленой» электроэнергии на организованных рынках. Надеемся, что недавние изменения в формирование заявок на «зеленую» энергию способствовать справедливому ценообразованию на рынке и позволят уменьшить размер услуги, которую Гарантированный покупатель предоставляет Укрэнерго.

- Каким вы видите выход из кризисной ситуации неплатежей производителям из ВИЭ? Какие первоочередные шаги по вашему мнению, как опытного управленца, должны быть сделаны?

- Решение по выходу должны быть приняты на высшем уровне государственного управления - это компетенции Правительства, Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины, даже Верховной Рады. И это должен быть комплекс мер, о которых неоднократно говорило руководство Минекоенерго. От себя могу сказать, что Гарантированный покупатель как исполнитель гарантий государства не должен страдать от несвоевременных и неполных расчетов. Чтобы государство держало свое слово, данное инвесторам, должно быть четко определено гарантированный источник для оплаты услуги по обеспечению увеличения доли производства електроенергиӥ из альтернативных источников в полном объеме, на 100%. Это, на мой взгляд, первоочередной шаг. Если говорить о текущей ситуации и источник компенсации выплат по «зеленому» тарифу - тариф на передачу НЭК Укрэнерго - это сумма для оплаты услуги по увеличению доли производства электроэнергии из альтернативных источников должна быть заложена в тариф в полном объеме.

Еще один неотложный шаг - это достижение консенсуса между государством и инвесторами в ВИЭ. Чтобы договориться на добровольной основе, без арбитражей. Уже разработан рамочный меморандум, в ближайшее время ожидаем его финализации. Мы должны сохранить инвестиционную привлекательность страны и выполнять обязательства перед инвесторами еще не один десяток лет.

И, конечно же, нам нужна нормализация ценовой ситуации на рынке. Общей целью всех участников должно быть сбалансировано, равновесное и слаженное функционирование рынка. Необходимо найти золотую середину, при которой паритетные цены устраивают всех участников рынка. И такие цены должны быть экономически обоснованными для всех.

- Недавно внесенный группой депутатов, в частности Андреем Герус, законопроект №3364, предусматривает направление 70% доходов от распределения пропускной способности межгосударственного сечения, полученных Укрэнерго, на выплаты Гарантированным покупателем своих обязательств перед ВИЭ и Энергоатомом. Принятие этого законопроекту может стать стимулом к ​​стабилизации работы отрасли ВИЭ?

- Учитывая текущее состояние взаимных финансовых обязательств между участниками рынка, эта законодательная инициатива может иметь положительное влияние, поскольку решение вопроса задолженностей на рынке электрической энергии является актуальным, а от своевременных и полных расчетов зависит стабильная работа всего сектора. Отмечу также, что это станет одним из важных шагов решения проблемы, но это лишь часть комплексного плана. Должны быть приняты такие меры, которые урегулируют этот вопрос как сейчас, так и в долгосрочной перспективе.

 

Гарантированный покупатель будет поддерживать инициативы, учитывающие интересы всех участников рынка и направленные на урегулирование кризиса на рынке электрической энергии.