Как ускорить развитие биоэнергетической отрасли в Украине?

share

Текущий статус развития биоэнергетики

  • Темп прироста биоэнергетики в 2010-2019 гг Украине составил 16%
  • В 2019 году в Украине доля биоэнергетики от всей потребленной энергии составила 4,2% (львиная доля которой направлена на производство тепла)
  • С 2014 года в Украине введено в эксплуатацию 2,2 ГВт мощностей на биомассе
  • На 1 января 2019 года, с учетом установленных мощностей до 2014 года, всего введено в эксплуатацию 5,3ГВт
  • По состоянию на 1 февраля 2021 «зеленый» тариф был установлен
  1. 53 объектам энергетики, использующих биогаз, общей установленной мощностью 103,4 МВт
  2. 18 объектам энергетики, использующих биомассу, общей установленной мощностью 108,7 МВт

*Согласно данным Государственной службы статистики, биоэнергетической ассоциации Украины, Госэнергоэффективности 

Следует отметить, что Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 1 октября 2014 № 902-р, предусматривал, что общая мощность биоэнергетических электростанций составит 950 МВт, а биоэнергетические мощности, производящие тепло, достигнут 11,875 ГВт. Как мы видим, разница между запланированным и реализованным непомерная.

Что помешало достичь поставленных целей и почему эта разница особенно ощущается в производстве электрической энергии из биомассы? Какие шаги необходимы для ускорения развития биоэнергетики? В этой статье автор выражает свое видение основных преград и путей для их устранения.

«Зеленый» тариф и аукционы для биоэнергетики

Прежде всего, следует заметить, что уровень «зеленого» тарифа для биомассы остается недостаточно интересным для реализации проектов из биомассы и биогаза, особенно при отсутствии собственного ресурса биомассы или надежного поставщика этого ресурса.

Сейчас уже не имеет особого смысла начинать разрабатывать новые биоэнергетические проекты по «зеленому» тарифу или исключительно ориентируясь на него, поскольку «зеленый» тариф будет действовать до конца 2029 года (а процесс разработки проекта, привлечения финансирования и строительства может занимать до 3 лет). А если биоэнергетическая станция будет вводиться начиная с 1 января 2023 года, то “зеленый” тариф вообще не будет устанавливаться ей через одиозное положение Закона № 810-IX от 21 июля 2020 года.

Если государство хочет предоставить надлежащий уровень поддержки для таких проектов, необходимо как можно быстрее проводить аукционы по распределению квот для биомассы и биогаза, которые определят рыночный тариф для таких мощностей. Обязательным условием проведения аукционов является установление правительством квот для биоэнергетики на достаточном уровне, которые на дату этой статьи так и не были утверждены.

Стимулирующий тариф для тепла из биомассы и конкурентный рынок тепла

Ситуация с поддержкой производства тепла из биомассы несколько лучше, поскольку для потребителей в государственном и коммунальном секторах устанавливается тариф на уровне 90% от тарифа для производства тепла с газа для соответствующей категории потребителей в населенном пункте, а при отсутствии такого тарифа - по средневзвешенному тарифу в соответствующей административно-территориальной единице.

Во многих случаях, такой тариф интересен для инвесторов, однако не во всех регионах из-за разницы в тарифах на тепло из газа в разных регионах. Поэтому следует предоставить возможность для производителей выбирать или вышеупомянутый стимулирующий тариф, или тариф, рассчитанный по формуле «себестоимость +».   

Оптимальным решением для ускорения прироста мощностей для производства тепла является создание конкурентного рынка тепла, в частности устранение любой дискриминации при присоединении к теплосетям, а также устранение субсидий для производства тепла из газа (в частности, через механизм публичных обязательств).  

Отсутствие рынка биотоплива

Основной экономической проблемой реализации биоэнергетических проектов является отсутствие доступа к устойчивому снабжению биотопливом, поскольку в Украине фактически отсутствует этот рынок. Для его развития необходимо принять соответствующую законодательную базу.

Базовый законопроект, которым будет создана система электронной торговли твердым биотопливом, был разработан Госэнергоэффективности и Минэнерго, и предполагается, что он будет скоро подан в Верховную Раду Украины.

Старые долги перед возобновляемой энергетикой и неопределенность относительно дальнейших выплат

Негативным фактором для всей индустрии возобновляемой энергетики остается невыполнение правительством условий Меморандума о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере возобновляемой энергетики в части погашения задолженности перед производителями по «зеленому» тарифу, которая образовалась до 1 августа 2020 года.

Наличие миллиардных текущих долгов за уже произведенную электроэнергию, большое количество судебных исков о взыскании задолженности с ГП «Гарантированный покупатель», неопределенность относительно их погашения, а также относительно полноты выплат в будущем отпугивают потенциальных инвесторов в биоэнергетические проекты.

«Договоры на разницу»

Несмотря на декларируемую возможность прямых продаж производителями из возобновляемых источников энергии на организованных рынках с компенсацией разницы между рыночной ценой и величиной «зеленого» тарифа по так называемым «договорам на разницу», соответствующий законопроект до сих пор не финализирован Минэнерго и подан в парламент.

Эта опция могла бы быть интересной для производителей электроэнергии из биомассы, поскольку организованные рынки (рынок на сутки вперед, внутрисуточный рынок, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг) более ликвидные, чем платежи от ГП «Гарантированный покупатель», которые зависят от оплаты тарифа на передачу ЧАО «Национальная энергетическая компания «Укрэнерго», и которых часто не хватает для покрытия платежей по «зеленому» тарифу. А значит, есть надежда на то, что хотя бы часть платежей производители всегда получали бы вовремя.

Отсутствие допустимого отклонения от прогноза для целей небалансов

Также для биоэнергетических проектов необходимо установить допустимое почасовое отклонение фактических объемов отпуска электрической энергии на уровне, который бы позволил не отвечать за незначительные небалансы перед ГП «Гарантированный покупатель» по техническим причинам, например на уровне 5%. Несмотря на то, что биоэнергетические проекты не зависят от погоды, определенные технические факторы, например разная теплотворность в разных партиях биомассы, сбои в работе станции и т.п., могут повлиять на точность прогноза отпуска.

Абсурдный налог на СО2 для биоэнергетики

Несмотря на положительное влияние на окружающую среду деятельности биоэнергетических котельных, ТЭС и ТЭЦ на биомассе, соответствующие производители продолжают платить налог на выбросы углерода.

Для того, чтобы избавить отрасль от нецелесообразного бремени, Госэнергоэффективности и Минэнерго по согласованию с Минфином разработали соответствующий законопроект, который устранит его. Надеемся, что этот законопроект будет принят как можно быстрее.

Производство биометана и стимулирования применения биотоплива в транспорте

Новыми перспективными направлениями для развития биоэнергетики Украины является производство биометана и стимулирования потребления жидких биотоплив и биометана в транспорте. Недавно Минэнерго и Госэнергоэффективности опубликовали законопроект, который направлен на создание украинского реестра производства и потребления биометана, и который предоставит возможность для его экспорта в Европейский Союз. После его принятия можно ожидать, что появятся соответствующие производители биометана, поскольку потенциал его производства в Украине большой - до 8 млрд куб. м газа в год.

По стимулированию использования жидкого биотоплива, необходимо принятие законопроекта № 3356-д от 05.11.2020 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обязательности использования жидкого биотоплива (биокомпонентов) в области транспорта», который устанавливает обязательную долю содержания жидкого биотоплива (биокомпонентов) в объемах бензинов автомобильных с 1 мая 2022 - не менее 5%.

Что касается использования биометана в транспорте, необходимо еще разработать и принять соответствующий закон.

Необоснованное требование регистрации дигестата

Неожиданной проблемой для игроков рынка было выдвижение со стороны контролирующих органов требования по обязательной государственной регистрации для дигестата биогазовых установок в соответствии с Законом Украины «О пестицидах и агрохимикаты». Причем, если бы такой дигестат был чисто животного происхождения без растительных добавок, регистрация не требовалась бы в соответствии с Законом Украины «О побочные продукты животного происхождения, не предназначенные для потребления человеком». Следовательно, необходимо убрать указанное требование с закона о дигестате для развития использования этого продукта деятельности биоустановок как органического удобрения или улучшителя почвы.