Некоторые юридические особенности реализации биоэнергетических проектов в Украине

share

Биоэнергетика - отрасль энергетики, основанная на использовании биотоплива. Для Украины биоэнергетика является одним из стратегических направлений развития сектора возобновляемых источников энергии, учитывая высокую зависимость страны от импортных энергоносителей, в первую очередь, природного газа, и большой потенциал биомассы и биогаза, доступного для производства энергии. В отличие от ветроэнергетики и солнечной энергетики, биоэнергетика не зависит от погодных условий и не требует создания дополнительных возможностей для балансировки ее мощностей, что является безусловным преимуществом для стимулирования ее развития в Украине.

Хотя темпы развития биоэнергетики в Украине до сих пор существенно отстают от европейских, следует отметить, что за последние 5 лет объем установленных мощностей биоэнергетических проектов в Украине вырос в более чем три раза (с 49 МВт в 2014 году до 170 МВт к концу 2019). Ожидается, что в 2020 году мощности биоэнергетических проектов вырастут примерно на 11%.

В этой статье мы хотели бы рассмотреть некоторые юридические особенности реализации биоэнергетических проектов в Украине.

 

1. Юридическое регулирование поддержки биоэнергетики в Украине

Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии» от 20 февраля 2003 года № 555-IV ( «Закон о АИЭ») устанавливает механизмы стимулирования производства и потребления энергии, произведенной из альтернативных источников энергии, в частности для биоэнергетических проектов, производящих электроэнергию из биомассы и биогаза («БиоЭС»).

В соответствии с Законом о АИЭ, биомассой считается не ископаемая биологически возобновляемое вещество органического происхождения, способное к биологическому разложению в виде продуктов, отходов и остатков лесного и сельского хозяйства (растениеводства и животноводства), рыбного хозяйства и технологически связанных с ними отраслей промышленности, а также составляющее промышленных или бытовых отходов, способное к биологическому разложению.

Закон о АИЭ дальше устанавливает, что биогаз может быть: (1) образован из биомассы в результате биологического разложения; (2) полученный путем принудительной газификации биомассы; или (3) полученный из отведенных мест или объектов, на которых осуществляются операции по хранению и / или захоронению отходов, образованный из биомассы как составляющей промышленных или бытовых отходов.

Закон о АИЭ устанавливает следующие основные механизмы поддержки БиоЭС: (1) зеленый тариф; (2) покупка всего объема электрической энергии отпущенной БиоЭС по аукционной цене; и (3) надбавка к зеленому тарифу или аукционной цене за соблюдение уровня использования оборудования украинского производства.

 

1.1 Зеленый тариф

Зеленый тариф устанавливается Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг ( «НКРЕКП») до 1 января 2030 года на электрическую энергию, произведенную на БиоЭС. В соответствии с Законом о АИЭ, Украина гарантирует на весь срок применения зеленого тарифа закупку в каждом расчетном периоде электрической энергии, произведенной на БиоЭС, которым установлен зеленый тариф, по такому зеленому тарифу.

Зеленый тариф устанавливается после введения БиоЭС в эксплуатацию параллельно или после получения БиоЭС лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии.

Зеленый тариф для БиоЭС составляет примерно 12.39 евроцентов за 1 кВтч и выплачивается в гривневом эквиваленте, который пересчитывается НКРЕКП для каждого квартала года.

Следует отметить, что 25 апреля 2019 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» № 2712-VIII ( «Закон об аукционах»), который значительно ограничил применение зеленого тарифа для ветровой и солнечной энергетики, а также снизил ставки зеленого тарифа для соответствующих объектов, которые вводятся в эксплуатацию с 1 января 2020 года. В свою очередь, для БиоЭС Закон об аукционах не только оставил возможность получать поддержку по зеленому тарифу без изменений, а еще и отменил уменьшения зеленого тарифа, которое предполагалось для БиоЭС с 1 января 2020 года, оставив его на одинаковом уровне до 2030 года.

1.2 Покупка всего объема электрической энергии отпущенной БиоЭС по аукционной цене

Закон об аукционах предусматривает внедрение аукционной системы распределения государственной поддержки стимулирования развития возобновляемой энергетики («Аукционы»). В этом случае поддержка предоставляется в виде обеспечения покупки всего объема электрической энергии отпущенной объектом электроэнергии по аукционной цене в пределах квоты полученной на аукционе.

Участие проектов БиоЭС в Аукционах не является обязательным, а внедряется на добровольных началах. Пока не существует заметных преимуществ участия БиоЭС в Аукционах перед системой зеленого тарифа, однако это может измениться в будущем.

С целью внедрения Аукционов Кабинет Министров Украины ( «КМУ») утвердил Постановление КМУ от 27 декабря 2019 № 1175 ( «Порядок проведения»), которым установил порядок их проведения.

Размер годовых квот поддержки на каждые следующие пять лет и график аукционов по распределению квот поддержки принимаются решениями КМУ до 1 декабря каждого года. Аукционы должны проводиться два раза в год до 1 апреля и до 1 октября.

Годовая квота поддержки распределяется на доли отдельными альтернативными источниками энергии. Доля годовой квоты поддержки для объектов альтернативной энергетики, не относящиеся к ветровой или солнечной генерации (как, например, БиоЭС), должна составлять не менее 15% общей годовой квоты. Также могут предусматриваться технологически нейтральные квоты поддержки, которые могут получить любые объекты альтернативной энергетики.

Следует отметить, что первый аукцион должен был состояться до 1 апреля 2020 года. Однако, на момент написания этой статьи КМУ не утвердил размер квот и график аукционов на 2020 год.

 

1.3 Надбавка к зеленому тарифу или аукционной цене за соблюдение уровня использования оборудования украинского производства

БиоЕС, которые будут введены до 31 декабря 2024 в дополнение к зеленому тарифу или аукционной цены могут получить надбавку за соблюдение уровня использования оборудования украинского производства («Надбавка»).

Надбавка предоставляется в виде доплаты к зеленому тарифу или аукционной цены и может составлять (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Размер надбавки к зеленому тарифу / аукционной цены,% Уровень использования оборудования украинского производства,%
5 30 и более, но менее 50
10 50 и более

Уровень использования оборудования украинского производства определяется как сумма соответствующих удельных процентных показателей элементов оборудования. Для БиоЭС такие удельные процентные показатели составляют (см. Таблицу 2):

Таблица 2

элементы оборудования Удельный процентный показатель,%
котел 25
турбогенератор 25
Сетевые насосы / водоподогреватели 10
Система подачи топлива (конвейеры непрерывного действия для подачи топлива) 10
Оборудование для фильтрования или очистки газов 15
система водоподготовки 5
Градирни / конденсаторы пара 5
Станции очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, дождевых и производственных вод, шнековые дегидраторы осадка и аналогичное оборудование 5

Украинское происхождение элементов оборудования подтверждается сертификатами об украинском происхождении и выводами о происхождении товара, которые выдаются Торгово-промышленными палатами.

2. Разрешительная документация

Основная разрешительная документация, необходимая для функционирования БиоЭС, включает следующее:

2.1 Лицензия на право осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии

Лицензия на право осуществления хозяйственной деятельности по производству электрической энергии («Лицензия») является обязательным для всех производителей электрической энергии с установленной мощностью электрогенерирующего оборудования более 5 МВт и производителей электрической энергии, которые намерены продавать электрическую энергию, произведенную из альтернативных источников энергии ООО «Гарантированный Покупатель» по зеленому тарифу независимо от установленной мощности объекта электроэнергетики.

Таким образом, в большинстве случаев Лицензия для эксплуатации БиоЭС необходима.

Порядок получения лицензии и лицензионные условия, которые должен соблюдать лицензиат при осуществлении лицензионной деятельности устанавливаются Постановлением НКРЕКП от 27 декабря 2017 № 1467.

Согласно этого постановления, для получения лицензии, соискатель лицензии, помимо прочего, должен предоставить:

копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на право собственности, хозяйственного ведения, пользования, лизинга или на основании договора концессии средств осуществления хозяйственной деятельности в местах осуществления хозяйственной деятельности;

копии страниц технических паспортов электрогенерирующего оборудования, подтверждающие установленную мощность заявленного электрогенерирующего оборудования;

и схемы присоединения объектов электроэнергетики соискателя лицензии к электрической сети с обозначением приборов учета электрической энергии.

2.2 Оценка воздействия на окружающую среду

Деятельность БиоЭС может требовать осуществления оценки воздействия на окружающую среду («ОВОС») в соответствии с Законом Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду» 23 мая 2017 № 2059-VIII.

В зависимости от характеристик БиоЭС и особенностей соответствующего проекта необходимость проведения ОВОС может быть, в частности, вызвана следующим:

БиоЭС производит электроэнергию, пар и горячую воду тепловой мощностью 50 мегаватт и более с использованием органического топлива;

деятельность БиоЭС включает в себя операции в сфере обращения с опасными отходами (хранение, обработка, переработка, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение) или операции в сфере обращения с бытовыми и другими отходами (обработки, переработки, утилизация, удаление, обезвреживание и захоронение) объемом 100 тонн в сутки или более;

деятельность БиоЭС включает в себя утилизацию, удаление, обработки, обезвреживания, захоронения бытовых отходов;

или проект БиоЭС включает в себя строительство линий электропередачи (воздушных и кабельных) напряжением 110 киловольт и более или подстанций напряжением 330 киловольт и более.

В вышеупомянутых случаях строительство или подключение БиоЭС к сетям будет невозможным без ОВОС.

ОВОС состоит из следующих этапов:

подача БиоЭС в Министерство энергетики и защиты окружающей среды или к соответствующей областной государственной администрации («Уполномоченный орган») сообщение о планируемой деятельности, которая подлежит ОВОС;

получения БиоЭС от Уполномоченного органа условий по объему исследований и уровня детализации и разработки на их основании Отчета по ОВОС;

проведение Уполномоченным органом общественного обсуждения Отчета по ОВОС и подготовка Отчета об общественном обсуждении; 

и выдача уполномоченным органом на основании Отчета по ОВОС и Отчета об общественном обсуждении Заключения из ОВОС, которым Уполномоченный орган определяет допустимость или обосновывает недопустимость осуществления планируемой деятельности и определяет экологические условия ее производства.

2.3 Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Помимо прочего, БиоЭС будет также необходимо получить разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ( «Разрешение на выбросы»).

Разрешение на выбросы дает право эксплуатировать объекты, с которых поступают в атмосферный воздух загрязняющие вещества или их смеси, при условии соблюдения установленных соответствующих нормативов предельно допустимых выбросов и требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ в течение определенного в разрешении срока.

В соответствии с Постановлением КМУ № 302 от 13 марта 2002 года, для получения разрешения на выбросы БиоЭС потребуется:

оформить заявление;

подготовить документы, в которых обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ;

провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, пылегазоочистного оборудования;

провести оценку влияния выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны БиоЭС;

разработать планы мероприятий по: (1) достижению установленных нормативов предельно допустимых выбросов для наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ; (2) охраны атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; (3) ликвидации причин и последствий загрязнения атмосферного воздуха; (4) окончательного прекращения деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и приведение места деятельности в удовлетворительное состояние; (5) предотвращения превышения установленных нормативов предельно допустимых выбросов в процессе производства; (5) осуществление контроля за соблюдением установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ и условий разрешения на выбросы;

обосновать размеры нормативных санитарно-защитных зон; 

и провести оценку и анализ расходов, связанных с реализацией запланированных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха.

Разрешение на выбросы выдается Министерством энергетики и защиты окружающей среды или соответствующей областной государственной администрацией на срок 7, 10 лет или ограничен, в зависимости от группы источника выбросов.

Следует отметить, что в отличие от европейской практики, БиоЭС в Украине не освобождены от налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения.

2.4 Разрешения на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию машин, механизмов, оборудования повышенной опасности

В процессе эксплуатации или обслуживания БиоЭС может возникать потребность в осуществлении работ или эксплуатации определенного оборудования, машин, механизмов, представляющих повышенную опасность («Оборудование»). Перечень таких работ и Оборудования определены в Постановлении КМУ № 1107 от 26 октября 2011 года:

2.4.1 Разрешения на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию Оборудования повышенной опасности

Разрешение на выполнение работ повышенной опасности, в частности, требуется в случае производства (изготовления), использования, переработки, хранения, транспортировки, применения, утилизации и обезвреживания взрывоопасных и вредных веществ 1 и 2 класса опасности, горючих жидкостей, масса которых равна или превышает значение нормативов пороговых масс, которые определены постановлением КМУ от 11 июля 2002 № 956. Кроме того, Оборудование, предназначенное для выполнения таких работ также эксплуатируется при наличии соответствующего разрешения.

Разрешение получается в территориальных органах Государственной службы труда или администратора центра предоставления административных услуг на основании заявления и заключения экспертизы о состоянии охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования при выполнении работ повышенной опасности (для выполнения работ повышенной опасности), или заключение экспертизы о состояния охраны труда и безопасности промышленного производства субъекта хозяйствования при эксплуатации Оборудования повышенной опасности (для эксплуатации Оборудования повышенной опасности). Документы принимаются как в бумажной форме так и в электронной форме.

2.4.2 Декларация о соответствии материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда

Для выполнения определенных работ повышенной опасности требуется подача только декларации соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам охраны труда («Декларация»). К таким работам относятся: (1) работы, выполняемые на высоте более 1,3 метра; (2) работы в колодцах, шурфах, траншеях, котлованах, бункерах, камерах, коллекторах, замкнутом пространстве (емкостях, боксах, топках, трубопроводах) (3) обследование, ремонта и чистки дымоходов, воздуховодов; (4) работы в действующих электроустановках напряжением выше 1000 В и в зонах действия тока высокой частоты; и (5) монтаж, демонтаж, наладка, ремонт, технического обслуживания, реконструкции машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Также Декларация подается в случае эксплуатации такого Оборудования повышенной опасности: (1) газоиспользующего оборудования мощностью более 0,1 МВт; (2) оборудование напряжением свыше 1000 В (электрического оборудования электрических станций и сетей, технологического электрооборудования); (3) паровых и водогрейные котлов теплопроизводительностью более 0,1 МВт; (4) трубопроводов пара и горячей воды с рабочим давлением более 0,05 МПа и температурой нагрева выше 110 ° С, сосудов, работающих под давлением свыше 0,05 МПа.

Декларация подается не позднее чем за пять рабочих дней до начала выполнения работ повышенной опасности или эксплуатации Оборудования повышенной опасности в территориальный орган Государственной службы труда или администратора центра предоставления административных услуг в бумажной или электронной форме.

2.5 Разрешительная документация на обращение с отходами

Как указано в Законе о АИЭ, для образования биогаза могут использоваться промышленные или бытовые отходов. В случае их использовании для БиоЭС, необходимо, в зависимости от объема образуемых отходов, подавать декларацию об отходах, или получать разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами в соответствии с Законом Украины «Об отходах» от 5 марта 1998 года № 187/98- ВР.

Декларация об отходах подается один раз в год одновременно в бумажной и электронной форме в центр предоставления административных услуг, который передает ее соответственно в орган областной государственной администрации.

Следует отметить, что разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами на данный момент не выдаются в связи с отсутствием утвержденного соответствующего порядка. В то же время, компании, осуществляющие операции в сфере обращения с отходами, ведут свою деятельность в соответствии с принципом «молчаливого согласия». Согласно ему субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения соответствующего документа разрешительного характера, при условии, если субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом представлены в установленном порядке заявление и документы в полном объеме, но в установленный законом срок документ разрешительного характера или решение об отказе о его выдаче не выдан или не направлен. Итак субъекты хозяйствования обращаются через центры предоставления административных услуг в разрешительные органы с заявлениями о выдаче разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами и в случае невыдачи такого разрешения осуществляют хозяйственную деятельность по принципу молчаливого согласия.

3. Некоторые другие особенности реализации биоэнергетических проектов в Украине

Следует отметить, что при реализации биоэнергетических проектов надо также учитывать:

Ограничения на использование земельных участков. Начиная с 1 января 2019 БиоЭС (как и другие объекты энергетики, производящих электроэнергию из альтернативных источников энергии) могут осуществляться на всех землях промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, независимо от целевого назначения таких земельных участков. В то же время, следует учитывать ограничения, которые могут быть установлены на использование земельных участков: охранные зоны, санитарно защитные зоны, водоохранные ограничения и другие. Также следует учитывать и другие требования земельного законодательства, в частности по сохранению почвенного покрова (плодородного слоя почвы) и рекультивации нарушенных земель.

Санитарно защитные зоны. В зависимости от технических особенностей БиоЭС, вокруг нее может устанавливаться санитарно защитная зона («СЗЗ»). Например, согласно Постановления КМУ № 555 от 27 июля 1995 года, для БиоЭС, которые используют до 100 т/сутки отходов птицеферм, СЗЗ устанавливается в размере 300 метров.

ГСС. При проектировании БиоЭС необходимо соблюдать государственных строительных стандартов («ГСС»). Например, ГСС Б.2.2-12: 2019 «Планирование и застройка территорий», который устанавливает требования по планированию и застройке территорий населенных пунктов и межселенных территорий.

Классы последствий. Сложность БиоЭС с инженерной точки зрения обусловлена ​​использованием веществ и отходов, которые могут представлять опасность для здоровья и жизни людей, и возможным нанесением ущерба в случае отказа оборудования. К тому же, из-за необходимости в определенных случаях проведения ОВОС чаще всего по классам последствий БиоЭС относятся к объектам с классами последствий СС2 и СС3. В этом случае проекты строительства БиоЭС подлежат также экспертизе.

Объект повышенной опасности. Некоторые БиоЭС могут считаться или иметь в своем составе объекты повышенной опасности. Это может быть обусловлено использованием на БиоЭС (изготовлением, переработкой, хранением или транспортировкой) одной или нескольких опасных веществ или категорий веществ в количестве, равном или превышающем нормативно установленные пороговые массы. Например, такими опасными веществами могут быть некоторые горючие воспламеняющиеся газы, которые образуются во время деятельности БиоЭС. В случае отношение БиоЭС к объектам повышенной опасности, необходимо подавать декларацию безопасности и проводить соответствующую экспертизу.

 

Владимир Кольвах, старший юрист CMS
Анатолий Долуденко,
юрист CMS