Останется рынок ВИЭ привлекательным из-за изменений механизмов государственной поддержки в 2020 году?

share

Своими мыслями относительно ближайшего будущего отрасли возобновляемой энергетики в Украине с GetMarket делятся юристы практики Энергетики и природных ресурсов EVERLEGAL Ольга Городнюк и Ярослав Даниш.

 

Аукционы на рынке электроэнергии - это игра в имитацию прозрачного механизма государственной поддержки или оптимальная альтернатива "зеленому" тарифу? Такой вопрос сейчас стоит перед уже существующими и потенциальными производителями электроэнергии из альтернативных источников энергии. За первые 9 месяцев 2019 года производство электроэнергии из возобновляемых источников было больше на 107,9%, чем за соответствующий период прошлого года. Волну инвестиций в возобновляемую энергетику Украины вызвали определенные гарантии стабильности в отрасли со стороны государства. В то же время, дальнейший курс на энергетическую независимость нашей страны требует новых решений по привлечению инвестиций для достижения желаемой доли производства электроэнергии из возобновляемых источников.

 

Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года предусматривает проведение стабильной и прогнозируемой политики по стимулированию строительства СЭС и ВЭС в Украине. Для целей реализации предусматривается предоставление государственной поддержки на основании аукционов. Механизм работает таким образом, что электростанции, которые уже получили зеленый тариф, будут работать по такому тарифу до 2030 и требования о проведении аукционов к ним применяться. Государство таким образом сохраняет определенность и предсказуемость своей политики и придерживается гарантий, которые были предоставлены производителям электроэнергии до введения в действие аукционов. Для новых же инвесторов правила меняются. Солнечные электростанции мощностью более 1 МВт и ветровые электростанции мощностью более 5 МВт, или имеющих более трех ветротурбин, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2020 года, и которые не заключили договор купли-продажи электрической энергии по "зеленому" тарифу до 31 декабря 2019 с ГП "Гарантированный Покупатель", будут получать государственную поддержку исключительно на основании проведения аукциона.

 

Условия аукционов достаточно просты и понятны. Государственную поддержку получит тот участник, который предложит самую низкую цену. Предельная максимальная цена закупки установлена ​​на уровне "зеленого" тарифа, который был утвержден на соответствующий год.

 

Анализируя влияние изменения механизма государственной поддержки на рынке ВИЭ, стоит прежде всего обратить внимание на привлекательность этого рынка для иностранного инвестора. С точки зрения инвестирования альтернативная энергетика Украины остается привлекательной отраслью, ведь с помощью аукционов государство гарантирует эффективность инвестиций и предсказуемость доходов, а также позволяет оценить потенциальные риски. Дополнительно, проекты в области альтернативной энергетики нуждаются в поддержке за счет кредитных ресурсов, а процедура применения аукционов позволит привлекать дешевые кредитные средства в связи с минимизацией рисков и регуляторные гарантии.

 

Важно отметить, что прозрачность системы аукционов является несомненным преимуществом, однако приводит к увеличению влияния государственных органов по сравнению с тем, как это предполагалось для получения "зеленого" тарифа. Фактически, формальное "установление" тарифа по существующей процедуре (с минимальным привлечением регулятора) меняется на процедуру, предусматривающую значительное влияние других органов государственной власти. Например, Кабинет Министров Украины (КМУ) ежегодно устанавливает квоту государственной поддержки. Это происходит на основании представления Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению, а также оператора системы передачи. То есть, даже установление квоты требует значительного привлечения, кроме регулятора, органов государственной власти. Ежегодное же утверждения такой квоты само по себе является риском, учитывая определенную непредсказуемость потребностей государства в электроэнергии из возобновляемых источников, а это в свою очередь создает риск для планового многолетнего инвестирования в украинские проекты в сфере энергетики.

 

На следующих этапах влияние государственных органов только усиливаться. В частности, в соответствии с порядком проведения электронных аукционов по продаже электрической энергии по двусторонним договорам, утвержденного Кабинетом Министров Украины, проведение аукциона не будет происходить без организатора аукциона, избрание которого осуществляется конкурсной комиссией, которая образуется Минэкоэнерго. Мониторинг проведения аукциона (соблюдение регламента и предотвращения недобросовестной конкуренции) будет осуществляться аукционным комитетом, также создается Минэкоэнерго. Видим, что поэтапное получение государственной поддержки в значительной степени будет зависеть от принятия решений государственными органам, что приводит риск политического влияния на проведение аукционов.

 

Дополнительно, существует потенциальный риск по договоренности участников аукциона для установления цены, например, на уровне "зеленого" тарифа, полностью нивелирует базовую цель проведения аукциона - обеспечение прозрачности и конкуренции. Законодатель не определил механизмов, которые бы сдерживали участников аукциона от таких действий. То есть, не основное преимущество системы аукционов, прозрачность и конкуренция на рынке, не является абсолютной и полностью защищенной.

 

В общем шаги нашего государства в развитии энергетической независимости выглядят последовательными и учитывают положительный опыт иностранных государств. Однако, требует внимания и негативный опыт государств, в частности тех, где введение системы аукционов не получило ожидаемых результатов. Примером негативного опыта, который нужно учитывать, является Германия. Страна знакома со случаями, когда даже крупные компании, сильные игроки на рынке, проигрывают по результатам всех торгов, а в результате - повышение себестоимости их продукции и потеря рабочих мест, существенно влияет на инвестиционный климат страны. В дополнение, непонятна и позиция украинской власти относительно игнорирования публичных обсуждений реформирования отрасли, что неоднократно отмечало бизнес-сообщество.

 

Учитывая вышеизложенное, трудно дать точный прогноз развития отрасли за большого количества политических и практических факторов. Привлекательность рынка ВИЭ остается под вопросом до полного запуска механизмов проведения аукционов и окончательного урегулирования проблемных моментов.