Суды между Украиной и инвесторами в ВИЭ. Позиции игроков рынка.

share

flowaround_leftМаксим Сысоев, партнер в юридической фирме Dentons

Пока не будут приняты новые акты, которые введут в законодательное поле изменения, предусмотренные Меморандумом между правительством и инвесторами в ВИЭ, нельзя точно предсказать, как будут развиваться события. Но можно утверждать одно - иски к государству со стороны производителей ВИЭ,а именно инвесторов в СЭС, скорее всего будут, если срок действия «зеленого» тарифа для введенных в эксплуатацию СЭС не будет продлен на 1-2 лет, а также не продлен срок для завершения солнечных pre-PPA проектов.

Относительно оснований идти в инвестиционные арбитражи и перспективы выигрыша, здесь все зависит от обстоятельств, ведь этот процесс является достаточно долгим и дорогим для истца. Однако, представляется, что для введенных в эксплуатацию солнечных электростанций есть все основания судиться, поскольку есть гарантированный государством «зеленый» тариф. Что касается pre-PPA проектов, то не все так однозначно, поскольку тариф для них не гарантирован государством, а значит для инвестора трудно апеллировать к какой-то конкретной сумме тарифа при расчете возможных убытков. Кроме этого, существенные инвестиции  в строительство таких проектов еще не были сделаны, поэтому владельцы могут ожидать компенсацию средств на девелопмент, но не на теоретический доход / прибыль от продажи электроэнергии, который мог бы и не возникнуть, если бы инвесторы не нашли финансирования для реализации проекта. Однако, можно все же попытаться доказывать, что правомерные ожидания инвестора на этапе девелопмента были на уровне разумного срока возврата инвестиций и уровня рентабельности проекта несмотря на отсутствие стопроцентной определенности относительно уровня тарифа.  А значит, существенно уменьшая этот тариф по сравнению с уровнем тарифа на момент заключения pre-PPA, государство нарушает права инвесторов, которые имели ожидания более высокого тарифа.

Следует понимать, что многие владельцы проектов ВИЭ не могут самостоятельно участвовать в арбитражах финансово. Поэтому мы думаем, что компании будут организовываться и подавать коллективные иски против государства. На самом деле, подготовка к ним уже началась, и наша фирма активно работает с клиентами в части документальной организации таких исков.

 

flowaround_leftОлег Грамотенко, основатель и СЕО Tesla Energo

Почему владельцы СЭС должны судиться с государством? На самом деле, все очень просто. Существует Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования", а также законодательство, которое гарантирует инвесторам зеленый тариф. И в нарушение этих двух фундаментальных законов государство принимает или хочет принять определенные решения. Поэтому если есть возможность экономически целесообразным путем судиться, то делать это нужно ради того, чтобы в государстве работало право. Мы покажем, что бизнес уже не на том уровне, чтобы соглашаться на односторонние ретроспективные изменения законодательства.

По моему мнению, в арбитраж будут идти не более 30% игроков рынка. Например, в нашей группе 4 компании, с которыми мы работаем. Одна отказалась судиться, две точно будут судиться. Четвертая компания сейчас рассматривает варианты с кем идти в суды, потому что это должно прежде всего быть целесообразно. Поэтому для этого вопроса нас скорее всего устроит пакетный арбитраж.

Важно, что в данном случае именно украинские компании не смогут выигрывать в судах. Судиться смогут правильно структурированные компании, которые привлекали в свою структуру иностранных партнеров. В любом случае, юридическую оценку можно будет дать только после того, как мы увидим, что и каким образом будет принято. Судя по испанскому сценарию, это довольно долгий и трудный процесс. Но в случае правильного структурирования бизнеса, вероятность выигрыша я оцениваю на уровне 80%.

Для того, чтобы избежать судов, нужно выполнить три пункта. Первое, добавить 2 года до срока действия зеленого тарифа. Вторых, не трогать проекты по prePPA, это не имеет смысла. В реальности, многие из них и так уже аннулированы из-за неплатежей Гарантированного покупателя. И третье, не добавлять никаких новых документов, регулирующих работу таких проектов. Процедура ввода в эксплуатацию для объектов ВИЭ сейчас вполне прозрачна. 

Введение этих изменений позволит на 95% снизить риски всех арбитражей. Да, будут судиться компании, в которых проекты вводились в эксплуатацию давно, потому что их залоговое имущество и оценка проводились, исходя из существующего тарифа. И если тариф для станций, введенных в эксплуатацию до 2015 года, снизить так, как предлагается в данной редакции законопроекта, то владельцам ничего не остается, кроме судов, ведь их залог снизятся на 50%. Поэтому для них это жизненно важно.

 

flowaround_leftАртем Семенишин, исполнительный директор Ассоциации солнечной энергетики Украины

Мы ожидаем большое количество исков, в первую очередь, от иностранных инвесторов, ведь они уже осознали, что органы государственной власти реально нацелены на разрушение рынка и отношений с инвесторами возобновляемой энергетики. Это уже привело к формированию крайне негативного имиджа нашего государства перед иностранцами и международными организациями. Государство продемонстрировало свое легкомысленное отношение к выполнению обязательств, когда допустило крайне низкие выплаты за произведенную компаниями сферы ВИЭ электроэнергию: на сегодня уровень расчетов Госпредприятия "Гарантированный покупатель" с компаниями сферы ВИЭ за последние 3 месяца не превышает 5%, за март оплачено лишь одну пятую часть от предусмотренного договором.

К иностранцам в арбитражах в ближайшее время присоединятся также и украинские компании. Ассоциация солнечной энергетики сотрудничает с украинскими компаниями и поддерживает их консолидацию в вопросе подачи коллективных исков, в том числе среди инвесторов prePPA.

Мы ожидаем общий объем исков со стороны инвесторов на уровне более 4 млрд евро и более 50 компаний, в том числе через коллективные иски. Международные арбитражи в нашем случае позволяют идти по ускоренной процедуре, поэтому первые решения уже будут через год-два. Таким образом, "экономия" от односторонних ретроспективных изменений условий поддержки для государства за весь период действия тарифа будет минус 70% - то есть ее втрое превысят ожидаемые суммы выплат за судебными процессами. Большую часть компенсации государство оплатит именно за упущенную выгоду и компенсацию судебных расходов стороне инвесторов. Кроме того, привлечение профессиональных юристов к этим спорам со стороны государства, налогоплательщикам обойдется почти в 600 млн грн дополнительно уже в первые два года арбитражей.

Снизить вероятность арбитражей, к сожалению, уже не удастся. Предложенные изменения условий поддержки являются дискриминационными по отношению ко всем инвесторам СЭС. Решение об изменении условий поддержки принималось непрозрачно, без консенсуса, поэтому совершенно не учитывают позицию инвесторов. Государство использовало как фактор давления на инвесторов невыплаты по текущим договорам, ограничение генерации с нарушением закона, затягивание по предусмотренным Законом сроков ввода аукционов на поддержку и неопределенность относительно ожиданий инвесторов на основе заявлений официальных лиц, что, безусловно, будет комплексно учтено арбитражами при принятии решения . С учетом этого, мы ожидаем, что более 80% исков будут удовлетворены в пользу инвесторов.

 

flowaround_leftАлександра Гуменюк, директор Европейско-украинского энергетического агентства

ЕУЭА объединяет компании, что в целом инвестировали около 3,5 млрд Евро в возобновляемую энергетику Украины, а за последние десять лет около 8 млрд Евро было инвестировано в Украине совокупно. Поводом для арбитражных исков является нарушение гарантий возврата инвестиций со стороны государства и невыполнение обязательств перед инвесторами. Напомню, что сегодня проблема потери запланированных доходов является не только снижение зеленого тарифа без продления сроков договоров PPA по зеленому тарифу. Проблемой возврата инвестиций также ответственность за небаланс, что наступает раньше, чем предусмотрено действующим законодательством, проблемой является также команды оператора системы передачи ограничивать генерацию ВИЭ станций, и отсутствие какого-либо механизма для компенсации таких отключений по недопущению электрической энергии, проблемой является также своевременность платежей по "зеленому" тарифу. Все это в совокупности является причиной потери запланированных доходов и нарушает гарантии возврата вложенных инвестиций. Бесспорно, арбитражный процесс - дорого. Сейчас значительное количество инвесторов находятся в истощенном финансовом положении и вряд ли будут иметь ресурсы для судебных исков, а объединять иски в коллективный почти нереально из-за индивидуальности каждого отдельного проекта. Однако так же есть значительная часть инвесторов, которые имеют необходимые ресурсы для арбитражей, и они пока к ним готовятся.

Кто и когда будет собираться в суд станет ясно после принятия Закона об изменении системы государственной поддержки возобновляемой энергетики.

Законопроект 3658 имеет большое количество предохранителей от судебных исков и имеет цель решить большое количество проблем отрасли, что является благоприятным для экономики инвестиционных проектов, однако законопроект одновременно является и отрицательным для части инвесторов, которые получат сокращенные сроки для строительства электростанций. По-прежнему нет золотой формулы угодить всем и избежать арбитражей. Однако, будем надеяться, что содержание законопроекта, который будет согласован Комитетом ко второму чтению, не будет ухудшать состояние отрасли и инвесторов.