Украине пора начать разработку законодательной базы для СПГ - эксперты Asters

share

Ярослав Петров и Марта Галабала, наши партнеры в Asters, поделились с CEEnergynews своими мнениями о перспективах сжиженного природного газа в Украине, и как он может внести свой вклад в развитие экологически чистой энергии в регионе.

Сектор маломасштабного СПГ (SSLNG) демонстрирует большой потенциал, особенно для стран Центральной и Восточной Европы, которые стремятся диверсифицировать свои источники. У Польши и Литвы уже есть несколько хороших проектов. А также у Хорватии, где Первая небольшая операция по перевалке СПГ была проведена на терминале Крк в начале мая.

Теперь очередь других стран последовать этим примерам. Таких стран, как Эстония, Латвия и Украина. Довольно интересен случай с Украиной, которая, даже не имея терминала СПГ, присоединяется к региональной и глобальной динамике. Выступая на Конференция CEE SSLNG, организованной Alj Group и прошедшей онлайн 2-3 сентября, Ярослав Петров, партнер украинской юридической фирмы Астерс, отметил, что стране необходимо внедрение нормативной базы.

«Наличие нормативно-правовой базы имеет решающее значение для полноценного функционирования рынка СПГ», - говорят CEENERGYNEWS Ярослав Петров и Марта Галабала, старшая юристка Asters. «В Украине есть Закон «О рынке природного газа», который регулирует работу СПГ на высшем уровне. Однако ряд других нормативных актов должен быть разработан Регулятором, в частности, Кодекс по установке СПГ. Кроме того, согласно Закону Украины «О рынке природного газа», оператор СПГ не был создан, и, как следствие, у регулирующего органа в сфере энергетики нет интереса принимать условия лицензии него».

Далее они заявили, что на политическом уровне Украина пытается решить вопросы, связанные с поставками СПГ.

«Поэтому, как только мы добьемся определенного прогресса в этом отношении, необходимо принять законодательство», - продолжают они. «Принимая во внимание рост цен на природный газ, поставки СПГ с Ближнего Востока и США кажутся для Украины и Европы менее зависимым решением, чем поставки природного газа из России».

«Поэтому мы считаем, что это лучшее время для Украины, чтобы начать работу над законодательной базой в области СПГ».

Собственно, были идеи по поводу терминала СПГ, который должен был начать работу еще в 2016 году, но проект так и не увидел свет. Для г-на Петрова и г-жи Галабалы этот вопрос носит скорее технический и политический, чем юридический характер.

«Если говорить о СПГ-терминале в крупнейшем порту Украины - Одессе, то сейчас есть два вопроса», - поясняют они. «Первая проблема заключается в том, что Турция не разрешает поставлять СПГ в Украину по проливу Босфор. Во-вторых, до сих пор нет понимания технических возможностей такого терминала, что означает разгрузочную инфраструктуру для крупных танкеров СПГ, хранилища и регазификационные сооружения».

Однако с законодательной точки зрения существует множество других барьеров для входа на украинский рынок энергетических инвесторов. Среди них, конечно, есть общие, которые волнуют всех инвесторов: верховенство закона и ход судебной реформы.

«В качестве юридических консультантов мы в основном используем международный арбитраж для разрешения споров в различных типах сделок и соглашений, чтобы исключить возможность привлечения наших клиентов к украинским судам», - подчеркивают г-н Петров и г-жа Галабала. «Что касается конкретных энергетических барьеров, мы должны упомянуть об отсутствии хорошо развитого сектора рынков капитала, связанного с торговлей энергоносителями».

«Более того, стратегия перехода к низкоуглеродной экономике до сих пор не закреплена ни в каких законодательных актах, и это может дать инвесторам некоторую неопределенность».

Ранее в апреле Оператор газотранспортной системы Украины рассматривал терминал СПГ в Хорватии, который с пропускной способностью 2,6 млрд кубометров в год может стать новым потенциальным источником поставок природного газа для Украины. Однако проблемы с импортом СПГ из Польши остаются. Как объяснил генеральный директор ГТСОУ на конференции CEE SSLNG, существует техническая необходимость в реконструкции компрессорной станции и завершении строительства газопровода в Польше, чтобы иметь техническую возможность поставлять газ с севера Польши. (Свиноуйсьце) до границы с Украиной.

«Однако Польша менее заинтересована в такой реконструкции, поскольку Украина не является страной-экспортером природного газа, а Польша диверсифицирует поставки природного газа за счет дополнительных источников (из Норвегии через трубопровод Baltic Pipe, строительство которого находится на завершающей стадии)», - отмечается в сообщении. Г-н Петров и г-жа Галабала. «Украине также есть что предложить. Польша может использовать интерконнектор для хранения природного газа в украинских газохранилищах, чтобы сбалансировать энергосистему во время пиковых нагрузок».

Будущее СПГ и природного газа нельзя отделить от роста возобновляемых источников энергии. Эксперты юридической фирмы «Астерс» напоминают, что, к сожалению, с августа 2020 года, когда были внесены последние изменения по снижению системы зеленых тарифов, не было много изменений.

«В августе Министерство энергетики Украины внесло законопроект о схеме льготной поддержки (FIP) для проектов возобновляемой энергетики вместо фиксированных платежей по зеленому тарифу», - говорят они. «Этот инструмент должен помочь решить проблему ликвидности в отношении Гарантированного покупателя и снизить зависимость производителей возобновляемой энергии от Гарантированного покупателя как единственного источника денежных потоков».

В заключение, по мнению г-на Петрова и г-жи Галабалы, Украина должна продолжать поддерживать проекты в области возобновляемых источников энергии, поскольку они имеют решающее значение для энергетического перехода. Более того, они подчеркивают, что для производства  зеленого водорода можно использовать только возобновляемую энергию.