«Зеленые» аукционы: риски при проведении будущих аукционов с земельными участками

share

Последние несколько месяцев участники рынка альтернативной энергетики вовлечены в бурные дискуссии о законодательных изменениях в этой области. Основными темами для обсуждений был и остается вопрос реструктуризации «зеленого» тарифа и вопросы введения аукционов по распределению квот поддержки для стимулирования производителей электрической энергии из альтернативных источников энергии. Вместе с тем проведение аукционов по распределению квот поддержки и вопросы размера таких квот напрямую зависят от решения вопроса реструктуризации «зеленого» тарифа.

Как известно, 31 января 2020 состоялось официальное опубликование и вступление в силу Постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2019 № 1175 «О введении конкурентных условий стимулирования производства электрической энергии из альтернативных источников энергии» («Постановление»), которым было утверждено следующие документы:

  • Порядок проведения аукционов по распределению квоты поддержки («Порядок»); и
  • Порядок отбора операторов электронных площадок для проведения аукционов по распределению квоты поддержки.

Также, Постановлением Государственное предприятие «Прозорро.Продажи» определено ответственным за обеспечение функционирования электронной торговой системы, а именно, администратором электронной торговой системы.

На сегодня размер годовых квот поддержки, что будет распределен в 2020 году, еще не определен. Одной из основных причин таких задержек с установлением размера квот поддержки является отсутствие решения в вопросе реструктуризации «зеленого тарифа».

Анализируя утвержденный Порядок проведения аукционов по распределению квот поддержки, можно сделать вывод о том, что часть положений Порядка не является идеальной. Далее мы остановимся на рисках в проведении аукционов с земельными участками.

В соответствии с Порядком, аукцион с земельными участками - это аукцион, на котором для строительства объектов возобновляемой энергетики предлагаются земельные участки с определенными техническими параметрами и техническими условиями на присоединение к электрической сети. Примером такого аукциона может быть аукцион в Чернобыльской зоне радиоактивного загрязнения, который власти планируют организовать в этом году и ссылка на который есть в Указе Президента 837/2019. Более того, согласно некоторым источникам, фактически требование о проведении вышеуказанного аукциона до 30 июня 2020 года и побудила Министерство энергетики и защиты окружающей среды Украины («Минэкоэнерго») и Кабинет Министров Украины принять Порядок проведения аукционов по распределению квот поддержки в части подготовки и проведения аукционов с земельными участками в действующей редакции с фактически не работающим механизмом их проведения.

Почему же Постановление в части регулирования порядка подготовки и проведения аукционов с земельными участками не является рабочим механизмом?

1. Подбор земельного участка. Порядок проведения аукционов по распределению квот поддержки содержит следующие положения о порядке выбора государственных и коммунальных земельных участков для проведения земельных торгов.

«Уполномоченный орган обращается к органам государственной власти, органам местного самоуправления с предложением выделить землю под строительство объектов возобновляемой энергетики через соответствующее объявление, размещенное на его официальном сайте и/или по переписке.

Выбор земельных участков государственной или коммунальной собственности осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления с учетом соответствующего функционального назначения в утвержденной градостроительной документации на местном уровне и в землеустроительной документации …… В случае необходимости Органы местного самоуправления организуют разработку и утверждение землеустроительной документации в порядке, установленном Земельным кодексом Украины».

Объявление, размещенное на официальном сайте Министерства энергетики с предложением выделить землю под строительство объектов возобновляемой энергетики, не будет работать на практике, поскольку органы местного самоуправления, органы государственной власти не обязаны осуществлять мониторинг сайта Министерства энергетики и реализовывать предложения, перечисленные на сайте.

Более того, согласно действующему законодательству, местные органы власти не обязаны выбирать земельные участки по запросу или предложению Министерства энергетики. Также законодательство Украины не предусматривает ответственности органов местного самоуправления за несоблюдение предложений Министерства энергетики. На практике это может привести к спорным вопросам в процессе сотрудничества между местными органами власти и Министерством энергетики.

2. Перечень земельных участков, предлагаемых на аукционе. Порядок определяет, что земельные участки, предложенные органами местного самоуправления и органами государственной власти включаются в перечень земельных участков, предлагаемых на аукцион с земельными участками. Однако, в тексте Порядка не понятно кто будет вести такой перечень, каким образом он будет формироваться и будет ли такой перечень публичным.

3. Проект договора о присоединении. Согласно постановлению, на аукцион с земельными участками должен выставляться земельный участок, в отношении которого уже есть проект договора о присоединении включая технические условия на присоединение к электрическим сетям, содержащие, в частности, название оператора системы передачи/распределения, которым предоставлено данный проект, прогнозируемую мощность (допустимый диапазон установленной мощности) объекта электроэнергетики, который предлагается для строительства на соответствующем земельном участке, точку обеспечения мощности, основные требования к электроустановкам заказчика и оператора системы передачи/распределения, а также расчет ориентировочной стоимости присоединения, который может корректироваться после утверждения проектно-сметной документации. Также, это означает, что сразу после определения победителя аукциона с земельными участками, такой победитель должен будет подписать договор о присоединении с оператором системы передачи, оператором системы распределения.

    Указанное положение Порядка содержит в себе большие риски, ведь законодательством не предусмотрена ответственность оператора системы передачи, оператора системы распределения в случае не заключения договора присоединения к электрическим сетям с победителем аукциона. Для победителя аукциона это большой риск потратить время и средства на участие в аукционе с земельными участками и в результате получить отказ оператора системы передачи, оператора системы распределения подписывать договор на присоединение к электрическим сетям.

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод о том, что, учитывая большое количество недостатков порядке подготовки и проведении аукционов с земельными участками, проведение аукционов с земельными участками в ближайшее время вряд ли состоится, за исключением аукциона по строительству объектов альтернативной энергетики в зоне отчуждения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. В то же время, пока готовится новая редакция Земельного кодекса Украины, что позволит после его принятия и введения разработать соответствующее основание для реализации аукционов с земельными участками. Однако, очевидно, что на данном этапе вносить изменения в Постановление не будут и оно будет работать в текущей редакции до проведения первых аукционов, по результатам которых уже и будут наработаны дальнейшие изменения в Постановлении.

 

Авторы:

Виталий Радченко, партнер CMS

Екатерина Корнелюк, юристка CMS