Правительственный меморандум не будет помехой для компаний ВИЭ в арбитражах

share

В Меморандуме о взаимопонимании четко прописано, что он не может быть истолкован как поправка к любому договору или иному правовому документу, или как отказ от права или требований подписантов Меморандума, в том числе по обращению в суд или арбитраж с целью защиты своих прав и интересов.

Также, в документе указано, что он не порождает каких-либо обязательств для сторон. Но при этом непонятно, что именно означает "дополнительных обязательств". Дополнительных к тем, которые уже есть в существующей договорной и законодательной базе? Или к обязательствам, вытекающих из Меморандума?

Меморандум содержит такие формулировки, как "производители ВИЭ обязаны", "соглашаются", "правительство должно обеспечить", "государственные органы должны". Очевидно, речь идет о каких-то обязанностях. Имеется ли в виду в тексте Меморандума, что он не порождает дополнительных обязанностей кроме тех, которые уже в нем? Или что независимо от этого обязательственного языка, меморандум не согласовывает любых обязанностей вообще, и это какое-то джентльменское соглашение на политическом уровне?

Действие Меморандума не распространяется на энергетические кооперативы и частные домохозяйства, для которых на дату подписания установлен зеленый тариф. С одной стороны это означает, что к домохозяйствам, имеющих солнечные или ветряные электростанции, не применяются условия по уменьшению зеленого тарифа. С другой стороны, непонятно, не собирается ли правительство уменьшать тарифы для них вне сферы действия Меморандума. То есть, здесь мы можем ожидать сюрпризов от правительства в законопроектах. Или же правительство будет трактовать это положение таким образом, что не нужно каким-либо образом касаться домохозяйств, имеющих генерирующие установки. 

Исходя из положений, которые отражены в Меморандуме, мы понимаем, что он в значительной степени является политическим, декларативным и позиционным. Он не является юридически обязывающим документом, на основе которого стороны могли бы требовать друг от друга исполнения этих обязательств в судебных инстанциях.

Фактически, Меморандум является документом, который исполнил чисто утилитарную функцию для правительства. С его подписанием завершился процесс медиации под эгидой Энергетического сообщества. На политическом поле правительство смогло продемонстрировать свою договороспособность с сектором ВИЭ, и построило фундамент для того, чтобы с наименьшими потерями перейти к внесению изменений в законодательство. 

Вместе с тем, я бы ни умалял роль этого документа в потенциальных арбитражных спорах, которые могут происходить с участием субъектов ВИЭ и правительства Украины. Дело в том, что этот документ также фиксирует определенные обстоятельства. Его преамбульная часть несет своеобразную fact setting exercise, то есть достигает результата подтверждения или установления факта. А даже декларирование чего-либо потом может быть использовано в чьих-то интересах в будущих судебных процессах. 

Например, если субъект хозяйствования, который присоединился к Меморандуму, в дальнейшем вступает в спор в арбитраже с правительством Украины, ему нужно будет объяснить, почему, соглашаясь на конкретные предпосылки и обстоятельства, указанные в Меморандуме, он решил изменить мнение и оспорить какие-то закрепленные в нем положения. То есть, Меморандум может быть одним из препятствий в обосновании определенных аргументов сторон в арбитражных процессах. 

Но после консультации с нашими арбитражными специалистами, мы считаем, что это не будет значительным препятствием. Вместе с тем, это обстоятельство с огромной вероятностью будет использовать Правительство в свою пользу. Особенно учитывая то, что текст Меморандума написан в более проправительственном стиле.