Новый ветропарк в Дании заплатит государству за право работать

share

Представьте ситуацию, когда вы предлагаете самую низкую цену на аукционе, и все равно проигрываете...

1 декабря состоялся тендер на строительство новой оффшорной ветроэлектростанции "Тор" в Дании мощностью 1 ГВт. Это один из трех масштабных ветровых проектов общей мощностю 3 ГВт, которые Дания планирует построить в ближайшие годы. Среди участников тендера глобальные игроки – датская Orsted, французская TotalEnergies, испанская Iberdrola и немецкая RWE.

Аукционы на понижение цены – обычная практика для многих энергетических рынков. Но особенностью этого тендера стал очень низкий результат и то, что победителя пришлось определять жеребьевкой. Как это произошло?

Аукцион основан на схеме CfD, или “контракта на разницу”. В ходе аукциона определяется цена, по которой производитель энергии сможет продавать ее на рынке в течение 20 лет. Схема двустороннего CfD предусматривает, что государство компенсирует разницу, когда цена продажи на общем рынке ниже оговоренной в контракте с производителем. Но когда рыночная цена выше договорной, происходит обратное – производитель компенсирует государству разницу. Таким образом, производитель может рассчитывать на минимальный уровень возмещения за реализуемую электроэнергию, а государство – на низкий уровень субсидирования частных компаний.

Правительство рассчитывало получить победную аукционную цену в районе 30-60 Евро/МВт*ч, но отметило и минимально возможную - 0,013 Евро/МВт*ч. Это было необходимо, потому что государственная поддержка не может оказываться в периоды, когда цены на спотовом рынке электроэнергии становятся отрицательными.

Также важным условием тендера было ограничение максимального объема поддержки, который могут получить компании или государство. Правительство ограничило выплату субсидии компаниям на уровне 900 млн. евро. Для победителя максимальная сумма, которую он теоретически может компенсировать государству, была зафиксирована на уровне 375 млн евро.

В результате тендера несколько участников подали предложения, включавшие именно минимально возможную цену продажи 0,013 Евро/МВт*час. Поэтому правительству и пришлось провести лотерею, в которой победила компания RWE.

Как частные компании могли сами предложить такие условия аукциона? Фактически это означает продавать электроэнергию почти бесплатно. Более того, это налагает обязательство компенсировать государству разницу между рыночной ценой и почти нулем. 

Важное условие в структуре соглашения – это упомянутое ограничение компенсации со стороны участников на уровне 375 млн евро. После ее выплаты победитель сможет продавать энергию на рынке на общих условиях, что достаточно выгодно для него.

По оценкам WindDenmark и Our New Energy, если учитывать ценовые тренды энергорынка в Дании, этот момент полной компенсации государству наступит примерно через 3 года работы станции.

Итак, бизнес кейс для проекта выглядит следующим образом: капитальные затраты на строительство 1 ГВт ветропарка, выплата правительству 375 млн. евро в течение трех лет, а затем продажа электроэнергии по исключительно рыночным ценам. При этом право на продажу электроэнергии гарантируется государством в течение минимум 20 лет. Ожидается, что станция заработает в 2026 году, а полная компенсация государству и выход на полностью рыночные условия работы состоятся в районе 2029 года.

Этот случай отлично демонстрирует необходимость поддержки возобновляемой энергетики. При разумной государственной политике и регулировании, развитие технологий, новые механизмы финансирования и бизнес модели позволяют внедрять проекты ВИЭ с минимальной ценой для государства и потребителей.