Чего не хватает для настоящего компромисса между инвесторами в ВИЭ и Правительством?

share

Создается впечатление, что для всех проблем энергетической отрасли можно найти простые и быстрые решения. Но сложный мир требует комплексных и дальновидных решений. В Меморандуме между Правительством и инвесторами в ВИЭ и соответствующих законопроектах нет ни одного упоминания о биоэнергетической отрасли, которая и без изменений условий поддержки "пробуксовывает". Но при правильном подходе может помочь энергосистеме решать многие проблемы. Малые ГЭС, системы аккумулирования энергии тоже обошли вниманием. 

Зато "порезали" тарифы и ухудшили условия ведения бизнеса для средних и больших солнечных станций. А в финальном документе расширили изменения и на малые станции до 1 МВт. Плюс форсирование введения полной ответственности за небалансы за два года. Введение в эксплуатацию новых проектов СЭС не запрещают в законопроекте 3658, но снижение тарифа на 50% фактически делает это бессмысленным.

Всем известная система "кнут-пряник" действительно работает. Но только если реализуются оба компонента. Результатом разумной работы правительства должно быть решение проблем, которые страна имеет сегодня. Но не за счет уничтожения инновационных отраслей экономики и будущих судов против государства, а через создание новых возможностей для развития.

"Кнутов" хватает. Это снижение тарифов для проектов ВИЭ, которое многие проекты может поставить на грань банкротства и невыплат по кредитам. Это резкое введение полной ответственности за неверное прогнозирование генерации. Это отмена зеленого тарифа для будущих проектов СЭС, в девелопмент которых уже вложили большие средства. Сюрприз правительственного законопроекта - снижение на 10% тарифа для малых СЭС до 1 МВт.

Рынку приходится самому предлагать варианты "пряников".

Бизнес сообщество (Европейская бизнес ассоциация, Американская торговая палата, ассоциации ВИЭ), финансовые учреждения (ЕБРР) и операторы ВИЭ просят включить в законопроект продлении срока действия зеленого тарифа на 2 года. Это логичный шаг, который позволил бы энергетическим проектам принять условия их кредитов сейчас, и остаться прибыльными в будущем. Одновременно выполняя задачу снижения финансовой нагрузки на энергорынок сегодня. Кроме того, бизнес вполне обоснованно считает такие условия предвзятыми по отношению к инвесторам в солнечную энергетику. Собственно, поэтому изменения и не получили поддержки большинства из них.

30 июня представители около 120 иностранных и отечественных компаний-владельцев СЭС, в частности, GS Engineering & Construction (Южная Корея), Norsk Solar и Scatec Solar (Норвегия), TIU Canada (Канада), United Green (Великобритания), VR Capital (США / Великобритания), а также Украинская ассоциация возобновляемой энергетики, подписали письмо, адресованное главе государства, а также председателю Верховной Рады Дмитрию Разумкову, председателю правительства Денису Шмыгалю и и.о. министра энергетики Ольге Буславец. В нем они также просят власти продлить срок действия зеленого тарифа на 2 года.

Компании-подписанты письма являются владельцами СЭС общей мощностью около 3 ГВт, и инвестировали в проекты около EUR 3 млрд.

Еще одна активного группа инвесторов в солнечную энергетику имеет свое видение выхода из ситуации. Кроме продления срока действия тарифа на 2 года, они предлагают решать проблему балансировки энергосистемы за счет стимулирования установления систем хранения энергии непосредственно на СЭС.

Предлагается оставить на сегодняшнем уровне коэффициенты зеленого тарифа для СЭС и ВЭС от 1 МВт, которые строят системы накопления энергии емкостью не менее 1 кВт*ч на каждые 6 кВт присоединенной мощности объекта, и введенных в эксплуатацию с 1 августа 2020 года. Для СЭС и ВЭС, которые не установят такие системы, зеленый тариф снизится на 10% и 2,5% соответственно.

Какими бы ни были детали предложений, одна проблема остается критической сейчас - невыплаты производителям зеленой энергии и дефицит Гарантированного покупателя. Ни Меморандум, ни законопроекты не устанавливают обязательства государства по конкретным датам и механизмов возврата долгов инвесторам. Если этого не будет сделано, вероятность многочисленных исков на государство и снижение инвестиционной привлекательности Украины станет еще выше.