Углеродный след украинской продукции может привести к закрытию для нас европейских рынков

share

«Зеленый курс» Европейского союза направлен на технологический сдвиг в энергетическом секторе, который предполагает к 2050 году полный отказ от использования ископаемых источников энергии, переключившись на Зеленые технологии, включая производство и использование водорода. Даже введен такой термин, как нейтральность к окружающей среде. На данный момент разработана общеевропейская «Водородная стратегия» и спущена на страны члены ЕС для разработки собственных стратегий с внедрением до обозначенного срока.  Скажем, стратегию Германии уже можно почитать. В ней четко прописан курс, сделаны расчеты потребления водорода и обозначено, что собственных ресурсов для производства зеленого топлива не достаточно и они будут обращаться к соседним странам для соответсвующих поставок. Скорее всего, для ЕС будет выгодно поставлять данное топливо из стран северной Африки, где инсоляция для солнечных элекстростанций наилучшая среди ближайших соседей. Но, и Украина рассматривается, как потенциальный партнер. Задача, не упустить исторический шанс. Наше преимущество – в существующей газотранспортной системе и курс на евроинтеграцию.

Углеродный след, по своей сущности, представляет собой количество выбросов СО2 в условной тонне в цепочке производства условного вида товара. Скажем, в тонне стали, произведенной в Украине этого следа будет больше, так как наши мартеновские печи выбрасывают большее количество СО2. А в производстве гигиенических товаров этого следа будет меньше, так как используется электричество в миксе с тепловыми электростанциями, атомных и со станций, работающих на возобновляемых источниках энергии. Но, в любом случае, нашим производителям придется платить на границе с Европой дополнительный налог. Исключение составят те, кто сможет переформатировать свой бизнес и использовать только Зеленую энергию в производстве своей продукции.

По оценкам экспертов стоимость налога на импорт в ЕС может колебаться от 20 до 30 Евро за метрическую тонну выбросов углекислого газа, что приведет к уменьшению, в среднем, прибыли на 20%. Для низкомаржинального бизнеса, по сути, это означает закрытие европейского рынка.

В данной ситуации есть два выхода. И оба в переориентации на другие рынки или в модернизации собственного производства. Если Европейский рынок – это фокус бизнеса, то уже сейчас надо думать о стратегии установки своих собственных солнечных, ветровых, биогазовых электростанций и/или покупки только зеленого электричества на рынке.