Победы и поражения старта "зеленых" аукционов

share

Минэнерго 3 декабря представило свои планы касательно аукционов распределения квот поддержки проектов ВИЭ. Мнения участников энергетического рынка, как обычно, разделились. Попробуем разобраться в положительных и отрицательных сторонах этого факта. 

Измена 1: задержка

Первый "зеленый" аукцион должен был пройти еще в апреле этого года, что было четко определено законопроектом, принятым еще в 2019 году. Уже тогда власть громко заговорила о кризисных явлениях на рынке электроэнергии, которые были частично вызваны стремительным ростом ВИЭ в системе.

Как частичное решение - удешевление стоимости ВИЭ для энергорынка через конкурентность аукционов. Переход на новый механизм ожидаемо вызвал настороженность у инвесторов и снижение темпов прироста новых мощностей. Все ждали аукционы, чтобы скорректировать свои планы деятельности. 

Но есть результат - затянутость процесса более чем на год. В результате - с украинского рынка "отпало" больше инвесторов, чем могло бы.

Победа 1: наконец-то

Каким бы ни был процесс, но сам факт запуска "зеленых" аукционов - это уже прекрасно. При этом, помня о том, что полноценно говорить об этой победе сможем только после успешного проведения первого аукциона в июне следующего года.

Запуск этого механизма дает очень важный месседж инвесторам и кредиторам: "Да, мы наделали много ненужных вещей в украинской электроэнергетике. Но несмотря на все, мы движемся вперед, и запускаем механизм, который поможет возобновляемой энергетике не остановить свое развитие. "

Для инвестора важны не так конкретные цифры окупаемости. Прежде всего - предсказуемость условий игры и четкая позиция государства и основных стейкхолдеров. Это дает основание для рассмотрения возможностей инвестирования в принципе. Поэтому с этой точки зрения, запуск аукционов - это точно плюс.

Измена 2: квоты

Для первого года аукционов, которые планируют проводить начиная с июня, предлагают следующие квоты:

Касательно квот можно выделить несколько важных "зрадных" моментов.

  1. Минэнерго взяло за основу предложения Госэнергоэффективности. При этом, не понятно, на каких факторах базировался этот выбор. Расчетов влияния именно этих объемов на финансовое и техническое состояние энергорынка нет в публичном доступе. Настораживает и тот факт, что предложения НЭК Укрэнерго кардинально отличаются. Оператор сети предлагал вообще не проводить аукционы для солнечных и ветровых мощностей в ближайшие 2 года, аргументируя это проблемами с балансировкой энергосети, которые мы наблюдаем еще с конца прошлого года. Поэтому или эти проблемы не так уж критичны, как заявляют власти. Или их проигнорировали, что говорит о сохранении высокого риска для стабильной работы сети в ближайшее время.
  2. Низкая общая квота для ветровых проектов - 150 МВт, объясняется наличием 5 ГВт подписанных договоров prePPA. Мол, их реализация и так позволит сохранить темпы роста возобновляемых мощностей. Но, учитывая срок действия технических условий для проектов ВЭС, заканчивающийся в конце 2022 года, большая их часть уже не будет иметь достаточно времени для реализации. Девелопмент и строительство ветроэнергетических проектов - это долгий и сложный процесс, поэтому многие инвесторы будут очень внимательно оценивать риски.
  3. 155 МВт квоты для солнечных проектов объясняют "перебором" в строительстве СЭС, по сравнению с целями Национального плана действий по возобновляемой энергетике. Но многие специалисты отмечают, что План сам по себе уже стал неадекватным реальности и нуждается в обновлении, вместе с Энергетической стратегией.
    Добавьте сюда еще и нестабильные выплаты по «зеленому» тарифу уже действующим объектам и нерешенный вопрос долгов за март-август этого года. 
  4. Низкие квоты - лишь часть проблемы. Закон 810-их говорит, что одна компания или связанные с ней лица могут получить максимум 25% квоты, определенной для розыгрыша на на аукционе в один год. Фактически, это означает, что в следующем году один участник может предложить:
    для ВЭС - максимум 37,5 МВт общегодовой квоты
    для СЭС - максимум 37,5 МВт общегодовой квоты
    для других технологий (в основном это биоэнергетические проекты) - максимум 15 МВт
    Если для биоэнергетики и СЭС такие цифры могут означать экономическую целесообразность участия, то для ветровых проектов она обычно начинается с порядка 50 МВт. Поэтому мы скорее всего получим очень ограниченную активность на первых аукционах.

Победа 2: снова квоты

И все-таки, есть положительные моменты в сценарии, который предлагает Минэнерго. 

Если посмотреть на опыт других стран, квоты на первые аукционы часто бывают низкими. Это довольно сложный механизм, который нуждается в совершенствовании и "латании". А увидеть некоторые пробелы в нем можно только на практике. Поэтому мы должны использовать ситуацию для работы над улучшением функционирования "зеленых" аукционов.

Чистая энергетика - это не модный тренд, а направление развития экономик многих стран и международных организаций. Взгляните на European Green Deal, вполне возможный американский New Green Deal, цели развития ВИЭ ведущих стран и ООН. Украина является частью международного сообщества, признаем мы это или нет.

Поэтому фактическое скорое "отмирание" "зеленого" тарифа и неамбициозные аукционы мы можем и должны компенсировать внедрением других механизмов поддержки чистой энергетики. Корпоративные РРА, "зеленые" надбавки, договоры на разницу, net metering, системы аккумуляции и балансировки энергосети позволят не упустить время и реализовать огромный инвестиционный потенциал, до сих пор ждущий соответствующих решений украинской власти.

Как и каждый кризис, этот открывает перед Украиной большие возможности. И рецепт у нас уже есть. Соответствующие проекты актов, которые позволят параллельно с "зелеными" аукционами запустить целый набор механизмов поддержки уже есть, или разрабатываются. Наша общая задача - не упустить момент, и использовать его по полной.