Победы и поражения старта "зеленых" аукционов

Минэнерго 3 декабря представило свои планы касательно аукционов распределения квот поддержки проектов ВИЭ. Мнения участников энергетического рынка, как обычно, разделились. Попробуем разобраться в положительных и отрицательных сторонах этого факта.
Измена 1: задержка
Первый "зеленый" аукцион должен был пройти еще в апреле этого года, что было четко определено законопроектом, принятым еще в 2019 году. Уже тогда власть громко заговорила о кризисных явлениях на рынке электроэнергии, которые были частично вызваны стремительным ростом ВИЭ в системе.
Как частичное решение - удешевление стоимости ВИЭ для энергорынка через конкурентность аукционов. Переход на новый механизм ожидаемо вызвал настороженность у инвесторов и снижение темпов прироста новых мощностей. Все ждали аукционы, чтобы скорректировать свои планы деятельности.
Но есть результат - затянутость процесса более чем на год. В результате - с украинского рынка "отпало" больше инвесторов, чем могло бы.
Победа 1: наконец-то
Каким бы ни был процесс, но сам факт запуска "зеленых" аукционов - это уже прекрасно. При этом, помня о том, что полноценно говорить об этой победе сможем только после успешного проведения первого аукциона в июне следующего года.
Запуск этого механизма дает очень важный месседж инвесторам и кредиторам: "Да, мы наделали много ненужных вещей в украинской электроэнергетике. Но несмотря на все, мы движемся вперед, и запускаем механизм, который поможет возобновляемой энергетике не остановить свое развитие. "
Для инвестора важны не так конкретные цифры окупаемости. Прежде всего - предсказуемость условий игры и четкая позиция государства и основных стейкхолдеров. Это дает основание для рассмотрения возможностей инвестирования в принципе. Поэтому с этой точки зрения, запуск аукционов - это точно плюс.
Измена 2: квоты
Для первого года аукционов, которые планируют проводить начиная с июня, предлагают следующие квоты:
Касательно квот можно выделить несколько важных "зрадных" моментов.
- Минэнерго взяло за основу предложения Госэнергоэффективности. При этом, не понятно, на каких факторах базировался этот выбор. Расчетов влияния именно этих объемов на финансовое и техническое состояние энергорынка нет в публичном доступе. Настораживает и тот факт, что предложения НЭК Укрэнерго кардинально отличаются. Оператор сети предлагал вообще не проводить аукционы для солнечных и ветровых мощностей в ближайшие 2 года, аргументируя это проблемами с балансировкой энергосети, которые мы наблюдаем еще с конца прошлого года. Поэтому или эти проблемы не так уж критичны, как заявляют власти. Или их проигнорировали, что говорит о сохранении высокого риска для стабильной работы сети в ближайшее время.
- Низкая общая квота для ветровых проектов - 150 МВт, объясняется наличием 5 ГВт подписанных договоров prePPA. Мол, их реализация и так позволит сохранить темпы роста возобновляемых мощностей. Но, учитывая срок действия технических условий для проектов ВЭС, заканчивающийся в конце 2022 года, большая их часть уже не будет иметь достаточно времени для реализации. Девелопмент и строительство ветроэнергетических проектов - это долгий и сложный процесс, поэтому многие инвесторы будут очень внимательно оценивать риски.
- 155 МВт квоты для солнечных проектов объясняют "перебором" в строительстве СЭС, по сравнению с целями Национального плана действий по возобновляемой энергетике. Но многие специалисты отмечают, что План сам по себе уже стал неадекватным реальности и нуждается в обновлении, вместе с Энергетической стратегией.
Добавьте сюда еще и нестабильные выплаты по «зеленому» тарифу уже действующим объектам и нерешенный вопрос долгов за март-август этого года. - Низкие квоты - лишь часть проблемы. Закон 810-их говорит, что одна компания или связанные с ней лица могут получить максимум 25% квоты, определенной для розыгрыша на на аукционе в один год. Фактически, это означает, что в следующем году один участник может предложить:
для ВЭС - максимум 37,5 МВт общегодовой квоты
для СЭС - максимум 37,5 МВт общегодовой квоты
для других технологий (в основном это биоэнергетические проекты) - максимум 15 МВт
Если для биоэнергетики и СЭС такие цифры могут означать экономическую целесообразность участия, то для ветровых проектов она обычно начинается с порядка 50 МВт. Поэтому мы скорее всего получим очень ограниченную активность на первых аукционах.
Победа 2: снова квоты
И все-таки, есть положительные моменты в сценарии, который предлагает Минэнерго.
Если посмотреть на опыт других стран, квоты на первые аукционы часто бывают низкими. Это довольно сложный механизм, который нуждается в совершенствовании и "латании". А увидеть некоторые пробелы в нем можно только на практике. Поэтому мы должны использовать ситуацию для работы над улучшением функционирования "зеленых" аукционов.
Чистая энергетика - это не модный тренд, а направление развития экономик многих стран и международных организаций. Взгляните на European Green Deal, вполне возможный американский New Green Deal, цели развития ВИЭ ведущих стран и ООН. Украина является частью международного сообщества, признаем мы это или нет.
Поэтому фактическое скорое "отмирание" "зеленого" тарифа и неамбициозные аукционы мы можем и должны компенсировать внедрением других механизмов поддержки чистой энергетики. Корпоративные РРА, "зеленые" надбавки, договоры на разницу, net metering, системы аккумуляции и балансировки энергосети позволят не упустить время и реализовать огромный инвестиционный потенциал, до сих пор ждущий соответствующих решений украинской власти.
Как и каждый кризис, этот открывает перед Украиной большие возможности. И рецепт у нас уже есть. Соответствующие проекты актов, которые позволят параллельно с "зелеными" аукционами запустить целый набор механизмов поддержки уже есть, или разрабатываются. Наша общая задача - не упустить момент, и использовать его по полной.